Методика изучения и оценки пищевого статуса человека
Гигиена и экология / Методика изучения и оценки пищевого статуса человека
Страница 2

На основании этих показателей каждый студент проводит оценку пищевого статуса и составляет соответствующие оздоровительные рекомендации. На заключительном этапе занятия 3–4 студента докладывают результаты выполненной работы.

Для закрепления полученных знаний целесообразно поручить каждому студенту обследовать и оценить пищевой статус одного из больных его личной курации (на кафедре терапии, хирургии или другой). Студент предоставляет преподавателю описание пищевого статуса больного, за что получает оценку.

6. Рекомендованная литература.

6.1. Основная:

6.1.1. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. /Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г. Бардов и др./ Под ред. Е.И. Гончарука. – К.: Высшая школа, 1995. – С. 434-458.

6.1.2. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. / Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г. Бардов и др./ – К.: Высшая школа, 2000. – С. 512-538.

6.1.3. Даценко И.И., Габович Р.Д. Профилактическая медицина: Общая гигиена с основами экологии. – К.: Здоровье, 1999. – С. 313-353.

6.1.4. Общая гигиена. Пособие для практических занятий. /И.И. Даценко, О.Б. Денисюк, С.Л. Долошицкий/ Под ред И.И. Даценко. – Львов: Мир, 1992. – С. 90-93.

6.1.5. Циприян В.И., Велика Н.В., Яковенко В.Г. Методика оценки пищевого статуса человека и адекватности индивидуального питания. / Учебно-методическое пособие. – Киев, 1999. – С. 3-11; 16-30.

6.1.6. Лекции по теме занятия.

6.2. Дополнительная:

6.2.1. Габович Р.Д., Познанський С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. – К.: Высшая школа, 1983. – С. 134-155; 252-254.

6.2.2. Гигиена питания с основами нутрициологии. Учебник /В.И. Циприян, Т.И. Анистратенко, Т.Н. Билко и др./ Под ред. В.И. Циприяна. – К.: Здоровье, 1999. - С. 51-57.

6.2.3. Даценко И.И., Габович Р.Д. Основы общей и тропической гигиены. /К.: Здоровье, 1995. – С. 59-65.

7. Оснащение занятия

1. Сантиметровая лента.

2. Весы для измерения массы тела.

3. Номограмма В.И.Воробьева для определения росто-массового показателя.

4. Ручной и становой динамометры.

5. Антропометр.

6. Толстотный или скользящий циркуль.

7. Таблица: Клинические признаки нутриентной недостаточности.

8. Задание студентам для самостоятельной работы (определение и оценка пищевого статуса друг на друге).

Приложение 1

Рациональное (полноценное) питание и условия его обеспечения

Рациональное питание – это полноценное в количественном и сбалансированное в качественном отношении питание, которое обеспечивает нормальный рост, физическое и психофизиологическое развитие организма, его высокую работоспособность, активное долголетие и стойкость к неблагоприятным природным, техногенным, социальным факторам окружающей среды.

Рациональное питание должно отвечать таким основным принципам:

1. Быть полноценным в количественном отношении, то есть по энергетической ценности (калорийности) суточного рациона отвечать энергетическим расходам организма с учетом части рациона, которая не уваивается.

2. Обеспечивать качественную полноценность (сбалансированность) рациона, то есть оптимальное содержание в нем всех пищевых веществ в оптимальных количествах и соотношении – белков, жиров (в том числе животных), углеводов (в том числе сахаров, клетчатки, пищевых волокон), витаминов, макро-, микроэлементов, вкусовых веществ.

3. Придерживаться рационального режима питания: часы принятия пищи должны отвечать биологическим ритмам организма; количество приемов пищи должно быть 3-4 раза для взрослых, 5-6 раз для детей в зависимости от возраста; интервалы между приемами пищи должны быть соответственно 5-6 часов для взрослых и 3-4 часа для детей. Распределение суточного рациона по отдельным приемам пищи должно отвечать физиологичным потребностям организма: в утреннюю, обеденную пору (период физической активности организма) энергетическая ценность должна быть соответственно 30-35 % и 45-50 %, по окончании активного периода суток вечером – 20-25 %.

4. Готовая пища должна отвечать ферментным возможностям пищеварительной системы. С этой целью подготовка продуктов и их кулинарная обработка должны обеспечивать хорошие вкусовые качества, высокую питательность, удобоваримость и высокую усвояемость пищи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Дно как биотоп
Люди довольно хорошо представляют себе, как выглядит поверхность суши. Однако о том, как выглядит поверхность 3/4 Земли — морское дно и какие там условия, у подавляющего большинства представления ...

Особенности природоохранной деятельности в России.
В нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. ...

Биогеография морского бентоса
в биосфере Земли можно выделить четыре основных типа сравнительно независимых друг от друга ЦС: морские, пресноводные и наземные. В свою очередь морские ЦС можно разделить на бентосные, биотоп кот ...

Разделы