Гигиена воды и особенности водоснабжения населения в условиях тропического климатаГигиена и экология / Гигиена воды и особенности водоснабжения населения в условиях тропического климатаСтраница 1
ГИГИЕНА ВОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРОПИЧЕСКОГО КЛИМАТА
1. Учебная цель
1.1. Усвоить особенности водоснабжения населения тропических регионов.
1.2. Овладеть методами медицинского контроля за водоснабжением населения жарких и тропических регионов и профилактики заболеваний водного происхождения.
2. Исходные знания и умения
2.1. Знать:
2.1.1. Гигиеническое и эпидемиологическое значение воды в условиях тропиков.
2.1.2. Методы и средства санитарного надзора за водоснабжением населения тропических регионов.
2.2. Уметь:
2.2.1. Обследовать источники водоснабжения, отбирать пробы воды для лабораторного анализа с учетом особенностей тропиков (консервирование проб).
2.2.2. Оценивать результаты лабораторных анализов воды.
3. Вопросы для самоподготовки
3.1. Физиологическая роль воды (структурная, обменная, транспортная, выделительная, теплообменная и прочие), ее особенности в условиях тропиков.
3.2. Эпидемические и эндемические заболевания среди населения, распространяемые водным путем. Их особенности в условиях аридных (засушливых) и гумидных (увлажненных) регионов тропического пояса.
3.3. Обезвоживание организма человека в тропическом климате, его признаки и симптомы.
3.4. Научное обоснование норм водопотребления для удовлетворения физиологических, бытовых, хозяйственных, производственных потребностей населения в питьевой воде и их особенности в условиях тропиков.
3.5. Гигиенические требования к качеству питьевой воды и их особенности в условиях тропического климата.
3.6. Органолептические, химические показатели качества природных вод, их гигиеническое значение и особенности в водах тропического пояса.
3.7. Органолептические, химические, бактериологические, токсикологические показатели загрязнения воды, их особенности в водах тропических регионов.
3.8. Международный стандарт качества питьевой воды и особенности его применения в условиях тропиков.
3.9. Гигиеническая характеристика водных ресурсов и источников водоснабжения в аридных (засушливых) и гумидных (увлажненных) зонах тропиков.
3.10. Гигиеническая характеристика методов и средств осветления, обесцвечивания, обеззараживания воды; специальных методов кондиционирования воды в условиях тропиков.
3.11. Организация и методы санитарного контроля качества питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении в развитых странах тропического пояса и в развивающихся странах.
3.12. Методы санитарного обследования источников водоснабжения, отбора проб воды для лабораторного анализа и оценка их результатов. Методы консервирования проб воды в условиях жаркого климата.
4. Задания для самоподготовки
4.1. Пользуясь международным стандартом питьевой воды (МСПВ-73), оцените пригодность для питья воды, отобранной из водоразборной колонки на сети речного водопровода, при следующих результатах лабораторного анализа этой воды:
- прозрачность - 12 см;
- мутность - 5,5 мг/л;
- цветность – 35О;
- привкус - “рыбный”, 3 балла;
- запах - “рыбный”, 3 балла;
- температура – 22О С;
- показатель рН - 6,5;
- сухой остаток - 250 мг/ л;
- общая жесткость - 1,5 мг-экв/л;
- железо общее - 1,2 мг/ л;
- фтор-ион - 0,5 мг/ л;
- медь - 0,06 мг/ л;
- марганец - 0.08 мг/л;
- окисляемость перманганатная - 5 мгО2/л;
- азот аммиака - 0,35 мг/ л;
- азот нитритов - 0,03 мг/ л;
- азот нитратов - 15 мг/ л;
- микробное число – 220 КОЕ/см3;
- индекс БГКП – 6 КОЕ/дм3;
- коли-титр - 167.
Среднее водопотребление населения данной местности - 6 л/сутки.
При необходимости предложите методы улучшения качества такой воды.
4.2. Перечислите источники местного водоснабжения в аридных (засушливых) и гумидных (увлажненных) зонах тропиков и методы санитарной охраны этих источников от загрязнения.
5.Структура занятия
Занятие семинарское, продолжительность 2 часа. После проверки знаний студентов, их подготовки к занятию путем проверки выполнения ими заданий по самоподготовке, которая проводится путем опроса студентов и разъяснения преподавателя, студенты записывают в протокольной тетради ответы на вопросы 3.1. - 3.12.
На второй половине занятия студенты самостоятельно решают ситуационные задачи (подготовленные кафедрой) по гигиеничной оценке качества питьевой воды централизованных и местных источников, условно-адаптированных к тропическим условиям.
Смотрите также
Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша»
не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить
как науку о нишах. Многие аспек ...
Структура сообщества
За исключением краткого рассмотрения биомов в гл. 3, до сих пор мы касались только
экологии особей и популяций. В этой главе речь пойдет об экологии сообществ. Подобно
тому как популяции обладают ...
Экономические механизмы охраны природы
Проблема защиты экологии встала перед
человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал
себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредны ...