Методика определения и гигиеническая оценка температурно-влажностного режима помещений
Гигиена и экология / Методика определения и гигиеническая оценка температурно-влажностного режима помещений
Страница 1

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ТЕМПЕРАТУРНО-ВЛАЖНОСТНОГО РЕЖИМА ПОМЕЩЕНИЙ

1. Учебная цель

1.1. Обосновать гигиеническое значение микроклимата помещений разного назначения (жилых, общественных, производственных) и овладеть методикой измерения и гигиенической оценки его параметров: температуры воздуха, радиационной температуры, относительной влажности воздуха, скорости движения воздуха.

2. Исходные знания и навыки

2.1. Знать:

2.1.1. Определение понятия «микроклимат» и факторы, которые его формируют.

2.1.2. Основы физиологии теплообмена и терморегуляции организма, их зависимость от микроклиматического режима помещений: физиологические реакции организма в условиях комфортного и дискомфортного (нагревающего, охлаждающего) микроклимата.

2.2. Уметь:

2.2.1. Измерять температуру воздуха, радиационную температуру, показатели влажности воздуха в помещениях и оценивать температурно-влажностный режим различных помещений (жилых, общественных, производственных).

3. Вопрос для самоподготовки

3.1. Понятие “микроклимат” и факторы, которые его формируют.

3.2.Физиологические механизмы теплообмена и терморегуляции как факторы теплового баланса теплокровных организмов: теплопродукция и теплоотдача. Пути теплоотдачи: при дыхании, через кожный покров, с выделениями.

3.3.Химические механизмы теплопродукции (цикл Кребса и прочие) и физические механизмы теплоотдачи: радиация (тепловое излучение), теплопроводность (конвекция и кондукция), испарение. Количество тепла (в процентах), что выделяется из организма каждым из этих процессов в комфортных условиях.

3.4. Законы, которые объясняют физические механизмы теплоотдачи (закон Стефана-Больцмана, основной закон термодинамики, скрытая теплота парообразования).

3.5. Физиологические изменения в механизмах терморегуляции при нагревающем и охлаждающем микроклимате.

3.6. Показатели влажности воздуха: абсолютная, максимальная, относительная влажность, физиологическая влажность, дефицит насыщения, физиологический дефицит насыщения, точка росы, их гигиеническое значение.

3.7. Приборы для измерения температуры воздуха, радиационной температуры; показателей влажности воздуха и правила работы с ними.

4. Задачи для самоподготовки

4.1. Средняя температура воздуха в больничной палате 18,5оС, на высоте 1,5 м - 22оС, на высоте 0,2 м - 16оС, возле внутренней стены - 21оС, возле внешней - 15оС. Суточные колебания температуры, за показателями термографа, находятся в интервале 23оС – 18оС. Дайте гигиеничную оценку температурному режиму палаты.

4.2. Укажите норму относительной влажности воздуха в жилых помещениях для теплого периода года? Варианты ответов:

1. 20-40%;

2. 20-50%;

3. 30-60%;

4. 35-70%;

5. 40-80%;

4.3. Показание сухого термометра психрометра Ассмана - 22оС, влажного - 14оС. Атмосферное давление – 745 мм рт. ст. Рассчитайте абсолютную, максимальную, относительную влажность воздуха, дефицит насыщения, физиологический дефицит насыщения, найдите точку росы.

5. Структура и содержание занятия

Занятие лабораторное. Путем опроса студентов и пояснений преподавателя изучаются теоретические вопросы темы.

Самостоятельная работа студентов включает: измерение температуры воздуха в указанных точках помещения (согласно схеме приложения 1), радиационной температуры (приложение 2) и показателей влажности воздуха (приложение 3). Результаты измерений заносят в протокол, сравнивают с приведенными в приложениях гигиеническими нормативами и дают гигиеническую оценку. Формулируют вывод о температурно-влажностном режиме помещения и дают рекомендации по его оптимизации.

6. Литература

6.1. Основная:

6.1.1. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни. /Є.Г.Гончарук, Ю.І.Кундієв, В.Г.Бардов та ін./ За ред. Є.Г.Гончарука.- К.: Вища школа, 1995.-С. 118-137.

6.1.2. Общая гигиена. Пропедевитика гигиены. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. – К.: Вища школа, 2000. – С. 217-237.

6.1.3. Загальна гігієна. Посібник для практичних занять. /І.І.Даценко, О.Б.Денисюк, С.Л.Долошицький /За ред. І.І.Даценко. –Львів: Світ, 1992. – С. 13-17.

6.1.4. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. – К.: Вища школа, 1983. – С. 36-40, 121-123, 203-207, 270-, 284-285.

6.1.5. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. – М.: Медицина, 1971. – С. 11-18.

6.1.6. Лекция.

6.2. Дополнительная:

6.2.1. Даценко І.І. Габович Р.Д. Основи загальної і тропічної гігієни. – К.: Здоров’я, 1995. – С. 22-31, 296-297.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Морфофункциональные особенности лейкоцитов млекопитающих, разводимых в неволе в условиях европейского севера
Представлены данные о морфофункциональных особенностях лейкоцитов крови различных видов животных из отряда Carnivora— норок, песцов, лисиц и енотовидных собак, разводимых в неволе в условиях Карел ...

Аутоэкология
Экологию часто разделяют на аутоэкологию и синэкологию. Эти две науки отличаются предметом и методами. Синэкология является наукой об экосистемах, их структуре и функционировании. Аутоэкология изу ...

Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша» не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить как науку о нишах. Многие аспек ...

Разделы