Методика определения и гигиеническая оценка запыленности воздухаГигиена и экология / Методика определения и гигиеническая оценка запыленности воздухаСтраница 1
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
запыленности ВОЗДУХА
1. Учебная цель
1.1. Закрепить и дополнить знания студентов о пыли, как факторе окружающей среды и ее влиянии на здоровье человека.
1.2. Овладеть методами исследования и гигиенической оценки запыленности воздуха.
2. Исходные знания и умения
2.1. Знать:
2.1.1. Происхождение, классификации и характеристику бытовой, уличной, промышленной, сельскохозяйственной пыли.
2.1.2. Действие пыли на организм. Заболевания, связанные с запыленностью воздуха.
2.1.3. Классификацию и характеристику методов исследования запыленности воздуха. Критерии гигиенической оценки запыленности воздуха.
2.1.4. Методы и средства охраны воздуха бытовых, общественных, производственных помещений, атмосферного воздуха от запыленности.
2.2. Уметь:
2.2.1. Провести санитарное обследование объекта, определить место, цель и метод отбора проб воздуха на запыленность.
2.2.2. Привести объем воздуха к нормальным условиям по данным температуры и барометрического давления в момент отбора проб.
2.2.3. Взвешивать пробы (фильтры, осадок) на аналитических или торсионных весах.
2.2.4. Проводить измерение размера частиц пыли под микроскопом с помощью окулярного и объективного микрометров.
2.2.5. Оценить результаты измерения запыленности воздуха.
2.2.6. Определять общие и индивидуальные методы и средства профилактики вредного воздействия пыли на организм.
3. Вопросы для самоподготовки
3.1. Источники и гигиеническое значение запыленности воздуха жилых, общественных, производственных помещений и атмосферы.
3.2. Классификация пыли по происхождению, химическому составу, дисперсностью, механизму образования. Аэросуспензии, аэрозоли дезинтеграции, конденсации. Законы их поведения в воздухе (законы Джибса-Стокса).
3.3. Физические и химические свойства пыли, от которых зависит ее вредное воздействие на организм. Анатомическое строение дыхательных путей и физические законы, на которых основывается защита дыхательной системы от неблагоприятного воздействия пыли.
3.4. Пути и механизмы вредного воздействия пыли на организм. Заболевания, связанные с запыленностью воздуха жилых, общественных, производственных помещений.
3.5. Пневмокониозы, их виды, патогенез, профилактика.
3.6. Гигиеническое нормирование запыленности воздуха, как средство профилактики вредного воздействия пыли на организм.
3.7. Классификация и характеристика методов определения запыленности воздуха. Аспирационные и седиментационные методы. Определение дисперсности пыли. Пылевая формула.
3.8. Профилактические мероприятия, направленные на защиту воздуха атмосферы, жилых, общественных и производственных помещений от запыления. Индивидуальные средства защиты от пыли, их характеристика.
4. Задания (задачи) для самоподготовки
4.1. В цехе станкостроительного завода, где производится шлифование деталей, с целью оценки условий работы исследовали воздух на запыленность. С помощью электроаспиратора через фильтр АФА-В-18 протянули воздух со скоростью 10 л в минуту на протяжении 30 минут. Температура воздуха во время отбора составляла 210С, атмосферное давление – 755 мм рт. ст. Начальный вес фильтра 0,0920 г, вес фильтра после отбора пробы – 0,0933 г. Определите концентрацию пыли в воздухе и дайте оценку полученным результатам.
4.2. Для определения дисперсного состава пыли воздуха цеха по изготовлению гранитных памятников и плит использовали окуляр-микрометр микроскопа, цена делений которого составляла 3 мкм. Определение размеров пылинок показало, что 5 пылинок помещалось в одно деление окуляра-микрометра; 10, 20, 4, 18, 21, 13, 9 пылинок помещалось, соответственно, в 1,5; 2; 2,5; 3,5; 4,5; 5,5; 6 делений. Определите размер пылевых частиц, составьте пылевую формулу и дайте прогноз возможному неблагоприятному влиянию на организм рабочих цеха.
5. Структура и содержание занятия
Занятие лабораторное. В начале занятия проводится контроль исходного уровня знаний и подготовки студентов. Путем опроса и необходимых объяснений преподавателя изучаются теоретические и практические вопросы согласно перечню вопросов п.3 и приложению 1, после чего студенты получают индивидуальные задачи и материалы (пробы на запыленность воздуха, отобранные аспирационным и седиментационным методами), определяют концентрацию пыли путем взвешивания проб и с помощью пылемера ВКП-1. Выполняют в лаборатории отбор пробы аспирационным методом.
Смотрите также
Органические контаминанты
Летучие органические соединения
Летучие органические соединения (ЛОС) — водные примеси, которые представляют опасность, когда их концентрация достигает даже незначительных уровней. Отличительная особ ...
Биологические опасности, связанные с пищей
Научно-технический прогресс сильно повлиял на сферу производства продуктов питания. Технологическая обработка продуктов, консервирование, рафинирование, длительное и неправильное хранение резко снизил ...
Биогеография морского бентоса
в биосфере Земли можно выделить четыре основных типа сравнительно независимых
друг от друга ЦС: морские, пресноводные и наземные. В свою очередь морские ЦС можно
разделить на бентосные, биотоп кот ...