Методика гигиенической оценки питьевой воды по данным санитарного обследования систем водоснабжения и результатам лабораторного анализа проб
Гигиена и экология / Методика гигиенической оценки питьевой воды по данным санитарного обследования систем водоснабжения и результатам лабораторного анализа проб
Страница 2

4.1. Решить задачу: вода отобрана из шахтного колодца, глубина которого от поверхности земли до поверхности воды составляет 14 м. Сруб колодца сделан из дерева. Колодец имеет навес, крышку, оборудован коловоротом с общественным ведром. Окружающий колодец участок не загрязнен, огражден. Проба воды доставлена в лабораторию 20 июня текущего года, отобрана в две склянки для санитарно-химического и бактериологического исследования. Пробы воды опечатаны, к ним приложено сопроводительное письмо, в котором приводятся данные о состоянии колодца и условия, при которых отобрана проба воды. Результаты лабораторного анализа проб воды следующие: прозрачность – 30 см за стандартным шрифтом, цветность – 400 по хромокобальтовой шкале; запах при температуре воды 20 и 600 С – отсутствует (1 балл); интенсивность привкуса – 0 баллов; осадок – отсутствует; сухой остаток – 400 мг/л; рН – 7,5; общая жесткость – 9 мг-экв/л СаО; железо общее – 0,25 мг/л; сульфаты – 80 мг/л; фтор – 1,2 мг/л; хлориды – 82 мг/л; азот аммония – 0,1 мг/л; азот нитритов – 0, 002 мг/л; азот нитратов – 20 мг/ л; микробное число – 200 КУО/см3; индекс БГКП – 4 КУО/см3. Дать гигиеническую оценку качества воды в колодце и решить вопрос о пригодности ее для хозяйственно-питьевого использования (см. приложение 4).

4.2. Составить санитарное заключение на воду, проба которой отобрана из водопроводной сети. Результаты ее лабораторного исследования следующие: прозрачность – более 30 см по шкале Снеллена; цветность – 200 по стандартной хромокобальтовой шкале; запах и привкус – не превышают 2 балла; осадок – отсутствует; мутность – 2 мг/ л; сухой остаток 200 мг/ л; железо общее – 0,7 мг/ л; сульфаты – 96 мг/л; хлориды – 34 мг/л; фтор – 0,8 мг/л; азот аммонийный – 0,28 мг/л; азот нитратов 10 мг/л; азот нитритов – 0,001 мг/л; общая жесткость 6,3 мг-экв/л СаО; микробное число – 92 КУО/см3; индекс БГКП – 3 КУО/см3 (см. приложение 3).

5. Структура занятия

Занятие семинарское. После организационной части преподаватель путем опроса студентов проверяет уровень их теоретической подготовки согласно приведенным выше вопросам для самоподготовки и приложения 1. Затем на примере одной из ситуационных задач, подготовленных кафедрой, преподаватель излагает методику “чтения” лабораторного анализа воды, активно привлекая к этому студентов. По результатам рассмотрения ситуационной задачи студенты составляют развернутое санитарное заключение, пользуясь нормативами, приведенными в приложениях 3, 4.

После этого каждый студент получает индивидуальную ситуационную задачу с данными санитарного обследования и результатами лабораторного анализа воды и самостоятельно составляет санитарное заключение, пользуясь теми же нормативами и методикой, изложенной в приложении 5.

6. Литература

6.1. Основная:

6.1.1. Гончарук Е.И., Бардов В.Г., Гаркавый С.И., Яворовский А.П. и др. /Коммунальная гигиена/ под ред. Е.И. Гончарука– К.: Здоровье, 2006. – С.111-197.

6.1.2. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. /Общая гигиена: пропедевтики гигиены/ Под ред. Е.И. Гончарука - К.: Высшая школа, 1995. - С. 127-129, 283-300 (на укр. языке).

6.1.3. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. /Общая гигиена: пропедевтика гигиены/ - К.: Высшая школа, 2000 - С. 142-144; 345-364.

6.1.4. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. /Гигиена./ - К.: 1983 - С. 57-84.

6.1.5. Гончарук В.Г., Габович Р.Д., Гаркавый С.И. и др. /Руководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене/ Под ред. Е.И. Гончарука– М.: Медицина, 1990. – С. 110-157.

6.1.4. Даценко И.И., Денисюк О.Б., Долошицький С.Л. и др. /Общая гигиена. Пособие к практическим занятиям /Под ред. И.И. Даценко - Львов.: “Мир”, 1992 - С. 57-59 (на укр. языке).

6.1.5. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии./ - К.: Здоровье, 1999. - С. 150-220 (на укр. языке).

6.2. Дополнительная:

6.2.1. Минх А.А. /Методы гигиенических исследований./ - М.: Медицина, 1990. - С. 109-164.

6.2.2. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Основы общей и тропической гигиены./ - К.: Здоровье, 1995. - С. 176-207 (на укр. языке).

7. Оснащение занятия

1. ГОСТ “Вода питьевая”, СанПиН на воду централизованного водоснабжения (1996), санитарные правила по устройству шахтных колодцев и каптажей родников (1975).

2. Ситуационная задача по результатам лабораторного анализа воды и пример санитарного заключения.

3. Ситуационные задачи результатов лабораторного анализа воды для самостоятельной работы студентов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Заключение.
Основным критерием экологической политики вообще является ее действенность. Распространено мнение, что в экологической сфере наиболее действенным является административный подход, то есть подход рас ...

Морфофункциональные особенности лейкоцитов млекопитающих, разводимых в неволе в условиях европейского севера
Представлены данные о морфофункциональных особенностях лейкоцитов крови различных видов животных из отряда Carnivora— норок, песцов, лисиц и енотовидных собак, разводимых в неволе в условиях Карел ...

Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша» не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить как науку о нишах. Многие аспек ...

Разделы