Методика гигиенической оценки тяжести и напряженности труда с целью профилактики переутомления и повышения трудоспособностиГигиена и экология / Методика гигиенической оценки тяжести и напряженности труда с целью профилактики переутомления и повышения трудоспособностиСтраница 2
Микроклиматические условия рабочего места: температура воздуха 27-300С во все времена года, влажность 75-80%, скорость движения воздуха 0,1-0,15 м/с, радиационная температура – 32-330С. Освещенность в цехе 60 лк, уровень шума - 72-78 дБА.
Энерготраты работницы за смену 2500 ккал, средняя частота пульса 82-85 уд/мин. Мышечная выносливость в начале смены 20 с, в конце 13 с.
Дайте оценку тяжести и напряженности труда работницы, гигиенических условий рабочего места.
5.Структура и содержание занятия
Занятие лабораторное. После проверки исходного уровня знаний и решения ситуационных задач путем опрашивания студентов и объяснений преподавателя, рассматриваются теоретические основы физиологии труда, физиологические изменения в организме работающего в процессе работы, научные обоснования развития утомления и переутомления, мероприятия и средства их профилактики (35мин).
На второй половине занятия студенты (в парах - поочередно один у другого) снимают показатели комплекса тестов оценки тяжести и напряженности труда: эргометрию, ручную и туловищную динамометрию, определение внимания методом поиска чисел с помощью таблиц, методом поиска чисел с переключением внимания, исследование памяти методом запоминания геометрических фигур.
Эти исследования выполняют до и после нагрузки (20 приседаний с грузом 10 кг). Результаты записывают в протокольную тетрадь, делают заключения. Методы перечисленных исследований приведены в приложениях.
6.Рекомендованная литература
6.1. Основная:
6.1.1. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. – К.: Здоров¢я, 1999 – С. 3-34, 437-566.
6.1.2. Габович Р.Д., Познанский С.С. Шахбазян Р.Х. Гигиена. - К.: Вища школа, 1983 - С. 220-227.
6.1.3. Загальна гігієна. Посібник для практичних занять. / І.І.Даценко, О.Б.Денисюк, С.Л.Долошицький та ін. /За ред. І.І.Даценка – Львів, 1992 – С. 170-188, 194-200.
6.1.4. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. - М.: Медицина, 1983. - С.140-185.
6.1.5. Материалы лекции к теме.
6.2. Дополнительная:
6.2.1. Гігієна праці: Підручник /А.М. Шевченко, О.П. Яворовський, Г.О. Гончарук та ін.: За ред. проф. А.М.Шевченка. – К., Інфотекс, 2000.- С. 26-91.
6.2.2. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда / Под ред. А.М. Шевченко. - К., 1986.- С. 5-53.
7. Оснащение занятия
1. Груз (гантели, гиря) на 10 или 20 кг.
2. Ручной и туловищный динамометры.
3. Эргограф.
4. Динамохронорефлексометр.
5. Электротермометр.
6. Таблицы Платонова для поиска чисел: простая и с переключением внимания.
7. Таблицы Анфимова для вычеркивания букв.
8. Таблицы для запоминания геометрических фигур.
9. Задачи для самостоятельной работы студентов.
Приложение 1
Методика оценки степени тяжести и напряженности труда
В обязанности врачей медико-санитарных частей промышленных предприятий входит необходимость оценки тяжести труда, его физиологической ценности, степени функционального напряжения организма работающего человека, т.е. оценить труд человека с количественной стороны.
Такая оценка нужна при решении вопросов режима труда и отдыха, труда женщин и подростков, при обосновании продолжительности рабочего дня, тарификации труда, при обосновании льгот в отношении отпусков и дополнительных компенсаций, при нормировании факторов производственной среды.
Смотрите также
Введение
Исследований, непосредственно посвященных популяционной структуре вида и закономерностям
динамики численности рыжей полевки, немного, к тому же все они носят региональный
характер и основываются н ...
Структура сообщества
За исключением краткого рассмотрения биомов в гл. 3, до сих пор мы касались только
экологии особей и популяций. В этой главе речь пойдет об экологии сообществ. Подобно
тому как популяции обладают ...
Понятие исследования
В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, — главным фактором повышения эффективности управления. Исследование — это не только ...