Расчетные методы оценки радиационной опасности и параметров защиты от внешнего облучения
Гигиена и экология / Расчетные методы оценки радиационной опасности и параметров защиты от внешнего облучения
Страница 1

РАСЧЕТНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ И ПАРАМЕТРОВ ЗАЩИТЫ ОТ ВНЕШНЕГО ОБЛУЧЕНИЯ

1. Учебная цель

Овладеть расчетными методами оценки радиационной опасности и параметров защиты от внешнего облучения при работе с источниками β-, γ- и рентгеновского излучения.

2. Исходные знания и умения

2.1.Знать:

2.1.1. Физические основы радиации.

2.1.2. Действие ионизирующих излучений на живые организмы.

2.1.3. Методы противорадиационной защиты, основанные на физических законах послабления ионизирующих излучений.

2.1.4. Основы законодательства по радиационной гигиене.

2.2.Уметь:

2.2.1. Выполнять математические расчеты, пользоваться при расчетах микрокалькуляторами или персональными компьютерами.

2.2.2. Пользоваться справочно-нормативными материалами.

3. Вопросы для самоподготовки

3.1. Качественные и количественные характеристики радионуклидов (виды ядерных преобразований и виды излучений, которые их сопровождают, период полураспада, активность, γ-эквивалент, единицы измерения).

3.2. Основные качественные и количественные характеристики ионизирующих излучений (их вид, энергия, проникающая способность, ионизирующая способность, поглощенная доза, поглощенная в воздухе доза, плотность потока частиц, эквивалентная доза, эффективная доза, мощность поглощенной в воздухе дозы, единицы измерения).

3.3. Виды радиационного влияния (внешнего и внутреннего облучения) на организм; условия, от которых они зависят. Закрытые и открытые источники ядерных излучений.

3.4. Лимит доз внешнего и внутреннего облучения. НРБУ-97.

3.5. Методы и средства защиты от внешнего и внутреннего облучения санитарно-гигиенического характера, их организационные и технические решения.

3.6. Методы защиты от внешнего облучения, основанные на физических законах его ослабления (защита количеством, временем, расстоянием, экранированием), их законодательные и оранизационно-технические основы.

3.7. Принципы, положенные в основу выбора материала и расчета толщины

защитных экранов от β-, γ- и рентгеновского излучения.

3.8. Значение расчетных методов оценки радиационной опасности и параметров защиты от внешнего облучения в комплексе мероприятий из противорадиационной защиты персонала.

4. Задания для самоподготовки

4.1. Объясните, как изменится доза облучения при увеличении активности источника в 2, 4, 8 раз; продолжительности работы в 2, 4, 8 раз; расстояния в 2, 4, 8 раз.

4.2. Объясните, как в условиях радиологического отделения больницы реализуется защита количеством, временем, расстоянием (законодательно и организационно-технически).

4.3. Перечислите, какие материалы могут быть использованы для изготовления экранов, которые обеспечивают защиту от разных видов излучения (β-, γ- и рентгеновского).

4.4. В виде открытого источника излучения работники отделения радионуклидной диагностики планируют использовать итрий-90, который является источником β-излучения (период полураспада ‑ 2,7 суток, максимальная энергия β-излучения ‑ 2,26 МэВ). Активность на рабочем месте – 10 кБк, продолжительность работы – 2 часа в сутки. Дайте характеристику радиационной опасности при работе с этим радионуклидом. Сделайте предложения по организации противорадиационной защиты, рассчитайте необходимую толщину защитного экрана из органического стекла.

5. Структура и содержание занятия

Занятие лабораторное. Пользуясь расчетными методами определения уровня внешнего облучения и параметров противорадиационной защиты, студенты самостоятельно решают ситуационные задачи по гигиенической оценке условий труда персонала, работающего с радионуклидами, и формулируют соответствующие заключения и рекомендации. При необходимости консультируются у преподавателя. Ситуационные задачи приведены в приложении 3*. Необходимые для их решения учебные инструкции и нормативно-справочные материалы приведены в приложениях 1, 2, 3. Задачи решают, как контрольную работу, на отдельных листах с последующей проверкой преподавателем с выставлением оценки или в протокольной тетради, как обычная самостоятельная работа.

6. Литература

6.1. Основная:

6.1.1. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни. /Є.Г.Гончарук, Ю.І.Кундієв, В.Г.Бардов та ін. / За ред. Є.Г.Гончарука – К.: Вища школа, 1995. – С.254-270.

6.1.2. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. /Е.И.Гончарук, Ю.И.Кундиев, В.Г.Бардов и др. / – К.: Вища школа, 2000. – С.307-333.

6.1.3. Кириллов В.Ф., Книжников В.А., Коренков И.П. Радиационная гигие-на. – М.: Медицина, 1988. – С.136-176.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша» не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить как науку о нишах. Многие аспек ...

Введение
Исследований, непосредственно посвященных популяционной структуре вида и закономерностям динамики численности рыжей полевки, немного, к тому же все они носят региональный характер и основываются н ...

Заключение.
Основным критерием экологической политики вообще является ее действенность. Распространено мнение, что в экологической сфере наиболее действенным является административный подход, то есть подход рас ...

Разделы