Методика гигиенической оценки почвы по данным санитарного обследования земельного участка и результатам лабораторного анализа проб
Гигиена и экология / Методика гигиенической оценки почвы по данным санитарного обследования земельного участка и результатам лабораторного анализа проб
Страница 1

МЕТОДИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПОЧВЫ ПО ДАННЫМ

САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И

РЕЗУЛЬТАТАМ ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА ПРОБ

1. Учебная цель

1.1. Усвоить гигиеническое, эпидемическое и эндемическое значение почвы.

1.2. Овладеть методикой санитарного обследования территории и отбора проб почвы для лабораторного анализа.

1.3. Овладеть методикой оценки уровня загрязнения почвы и степени его опасности для здоровья населения на основании данных санитарного обследования земельного участка и результатов лабораторного исследования проб почвы.

2. Исходные знания и умения

2.1. Знать:

2.1.1. Гигиеническое, эпидемическое и эндемическое значение почвы.

2.1.2. Показатели и шкалу оценки санитарного состояния почвы.

2.1.3. Роль почвы как среды обезвреживания отходов хозяйственно-бытовой и производственной деятельности человека.

2.2. Уметь:

2.2.1. Выполнить санитарное обследование участка земельного с учетом его функционального назначения (территория детского учреждения, больницы, очистных сооружений и т.п.).

2.2.2. Определить места отбора и отобрать пробы почвы для санитарно-химического, бактериологического и гельминтологического исследования.

2.2.3. Составить гигиенический вывод о санитарном состоянии почвы на основании данных санитарного обследования земельного участка и результатов лабораторного исследования.

2.2.4. Сделать ориентировочный прогноз уровня здоровья населения в зависимости от степени загрязнения почвы экзогенными химическими веществами (ЭХВ).

3. Вопросы для самоподготовки

3.1. Почва, определение понятия. Гигиеническое, эпидемическое и эндемическое значение почвы.

3.2. Основные физические свойства почвы (механический состав, влажность, пористость, водопроницаемость, фильтрационная способность, воздухопроницаемость, капиллярность, влагоемкость). Их гигиеническое значение.

3.3. Основные абиотические составные почвы (твердое вещество, почвенная влага, почвенный воздух), их естественный химический состав и гигиеническая характеристика.

3.4. Биоценозы почвы, их классификация и гигиеническая характеристика.

3.5. Почва как фактор передачи возбудителей инфекционных заболеваний.

3.6. Источники загрязнения почвы, их классификация и гигиеническая характеристика.

3.7. Факторы и механизмы, принимаемые участие в самоочищении почвы.

3.8. Использование почвы для обезвреживания отходов хозяйственно-бытовой и производственной деятельности человека.

3.9. Гигиеническая характеристика методов сбора (планово-поквартирной, планово-подворной), удаления и обезвреживания твердых отходов коммунально-бытового, промышленного, строительного происхождение.

3.10. Вывозная система сбора, удаления и обезвреживания жидких отходов (поля ассенизации, поля запахивания).

3.11. Методика санитарного обследования земельного участка с учетом ее функционального назначения.

3.12. Правила, методы и средства отбора и подготовки проб почвы для лабораторного исследования.

3.13. Показатели санитарного состояния почвы, их классификация и гигиеническое значение.

3.14. Методика определения физико-механических показателей почвы.

3.15. Принципиальная схема определения химических показателей санитарного состояния почвы.

3.16. Методика определения наличия в почве яиц геогельминтов.

3.17. Принципиальная схема определения бактериологических показателей санитарного состояния и загрязнения почвы.

3.18. Ориентировочная оценочная шкала уровня загрязнения почвы и степени его опасности для здоровья населения.

3.19. Методика гигиенической оценки санитарного состояния почвы по результатам санитарного обследования участка и лабораторного анализа проб.

4. Задачи (задача) для самоподготовки

На окраине населенного пункта для строительства новой школы-интерната отводится участок площадью 3 га бывшего пахотного поля. На самом участке при санитарном обследовании не выявлены источники загрязнения. В то же время почва может быть загрязнена минеральными удобрениями и пестицидами при использовании участка для сельскохозяйственных целей. Рельеф местности с уклоном в южную сторону. На расстоянии 20 м от северной границы участка выявлена неупорядоченная свалка бытовых отходов, на расстоянии 100-130 м находятся усадьбы населения. В центре участка проба почвы была отобрана методом “конверта” размером 40 х 20 м2. В каждой точке отобрано по 1 кг почвы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Аутоэкология
Экологию часто разделяют на аутоэкологию и синэкологию. Эти две науки отличаются предметом и методами. Синэкология является наукой об экосистемах, их структуре и функционировании. Аутоэкология изу ...

Особенности природоохранной деятельности в России.
В нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. ...

Биогеография морского бентоса
в биосфере Земли можно выделить четыре основных типа сравнительно независимых друг от друга ЦС: морские, пресноводные и наземные. В свою очередь морские ЦС можно разделить на бентосные, биотоп кот ...

Разделы