Методика гигиенической оценки почвы по данным санитарного обследования земельного участка и результатам лабораторного анализа пробГигиена и экология / Методика гигиенической оценки почвы по данным санитарного обследования земельного участка и результатам лабораторного анализа пробСтраница 2
Данные лабораторного исследования:
Физические свойства почвы: физического песка (частиц размером больше 0,01 мм) - 85%, посторонних примесей - до 9%.
Показатели загрязнения экзогенными химическими веществами: ДДТ (сумма изомеров) - 0,05 мг/кг (ПДК - 0,1 мг/кг), гексахлорциклогексан (ГХЦГ) - 0,01 мг/кг (ПДК - 0,1 мг/кг).
Санитарно-химические показатели эпидемической безопасности: азота аммиака – 4,5 мг/100 г, органического азота – 0,6 мг/100 г, нитритов – 0,5 мг/100 г, нитратов – 3,3 мг/100 г, хлоридов – 75 мг/100 г, санитарное число Хлебникова – 0,78.
Санитарно-микробиологические показатели эпидемической безопасности: микробное число – 5 х 105, коли-титр – 0,01, титр анаэробов – 0,001, яйца гельминтов – 7 в 1 кг почы, число личинок и кукол мух – 5 на 0,25 м2.
Составьте обоснованный вывод о санитарном состоянии почвы и дайте рекомендации относительно отвода участка под строительство школы.
При решении ситуационной задачи следует пользоваться нормативами, приведенными в приложениях 3 и 5 и рекомендованной литературе.
5. Структура занятия
Занятие семинарско-лабораторного типа. Первая половина занятия отводится для изучения теоретических вопросов (Приложение 1-6) и обсуждение решения ситуационной задачи. Завершается первая половина занятия демонстрацией оборудования для отбора проб почвы и оборудования, используемого для лабораторного исследования проб почвы (буры, набор сит Кнопа, шютель-аппарат, центрифуга, мембранные фильтры, фильтродержатель Зейтца, воронка Гольдмана), предметные стекла с препаратами яиц геогельминтов. Во второй половине занятия преподаватель знакомит студентов с методикой гигиенической оценки почвы на основании данных санитарного обследования участка и лабораторного анализа пробы почвы (Приложение 7). Образец ситуационной задачи для рассмотрения ее на занятии с активным привлечением студентов приведен в приложении 8.
6. Литература
6.1. Основная:
6.1.1. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г.и др. /Общая гигиена: пропедевтика гигиены/ Под ред. Е.И. Гончарука - К.: Высшая школа, 1995. - С. 129-130; 316-324 (на укр. языке).
6.1.2. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. /Общая гигиена: пропедевтика гигиены/ - К.: Высшая школа, 2000. - С.144-145; 382-391.
6.1.3. Гончарук Е.И., Бардов В.Г., Гаркавый С.И.,. Яворовский О.П и др./Коммунальная гигиена/ Под ред. Е.И. Гончарука - К.: Здоровье, 2006. - С. 332-384.
6.1.4. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. /Гигиена./ - К.: 1983. - С. 86-97, 98-100.
6.1.5. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии./ - К.: Здоровье, 1999. - С. 220-236 . (на укр. языке).
6.1.6. Даценко И.И., Денисюк О.Б., Долошицький С.Л.и др. /Общая гигиена. Пособие к практическим занятиям./ Под ред. И.И. Даценко - Львов.: “Мир”, 1992. - С. 79-89 (на укр. языке).
6.2 . Дополнительная:
6.2.1. Минх А.А. /Методы гигиенических исследований./ - Г.: Медицина, 1990. - С. 203-215.
6.2.2. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Основы общей и тропической гигиены./ - К.: Здоровье, 1995. - С. 176-207 (на укр. языке).
6.2.2. Гончарук Е.И., Габович Р.Д., Гаркавый С.И. и др. /Руководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене: Учеб. пособие/ Под ред. Е.И. Гончарука - М.: Медицина, 1990. - С. 218, 229-261.
7. Оснащение занятия
1. Принадлежности для отбора проб почвы (совок, бур Некрасова).
2. Сита Кнопа (7 номеров).
3. Мерный цилиндр на 100 мл.
4. Таблицы: - Классификация почвы по механическому составу;
- Показатели санитарного состояния почвы;
- Состояние почвы по “санитарному числу ” Хлебникова.
5. Ситуационные задачи по результатам лабораторного анализа почвы.
Приложение 1
Основные физические свойства и состав почвы
Литосфера (земная кора) – органо-минеральная оболочка планеты Земля, которая распространяется от ее поверхности к магме. Состоит из собственно литосферы, сформированной из магматических пород, разрушенных физическими, физико-химическими и химическими процессами до появления жизни на Земле, и почва.
Почва – поверхностный слой литосферы (толщиной от нескольких миллиметров на скальных породах до 10 км в низинах), сформированный после появления жизни на планете Земля вследствие действия климата, растительности и живых организмов (микроорганизмов и корней высших растений). Почва состоит из поверхностного (0-25 см) пахотного или гумусного слоя, которому присуще плодородие и который обрабатывается при выращивании растений, и собственно почва.
Смотрите также
Особенности природоохранной деятельности в России.
В нашей стране на первом этапе становления хозяйственного
механизма природопользования недостатки административной системы руководства
проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. ...
К популяционной организации политипического вида (на примере рыжей полевки -
clethrionomys glareolus shreb.)
Анализ популяционной организации и динамики численности европейской рыжей полевки
- типичного представителя мегаареальных политипических видов млекопитающих Палеарктики
- подтвердил высказанное на ...
Понятие исследования
В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, — главным фактором повышения эффективности управления. Исследование — это не только ...