Методологические и методические основы и общая схема изучения влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье населения
Гигиена и экология / Методологические и методические основы и общая схема изучения влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье населения
Страница 2

6. Рекомендованная литература

6.1. О с н о в н а я:

6.1.1. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни: Підручник/Є.Г.Гончарук, Ю.І. Кундієв, В.Г. Бардов та ін. / За ред. Є.Г. Гончарука. – К.: Вища школа, 1995. – С. 48-137, 458-479.

6.1.2. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены /Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г. Бардов и др. – К.: Вища шк., 2000. – С. 47-96, 538-560.

6.1.3. Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье населения: Учебное пособие /Под ред. Е.И. Гончарука. – К.: КМИ, 1989. – 204 с.

6.1.4. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. Підручник. – 2 видання: К.: Здоров¢я, 2004. – С. 17-23.

6.1.5. Общая гигиена: Учебник /Г.И.Румянцев, М.П.Воронцов, Е.И. Гончарук и др. / Под ред. Г.И.Румянцева, М.П.Воронцова. – М.: Медицина, 1990. – С. 49-238, 279-283.

6.1.6. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. – К.: Вища школа, 1983. – С.6-15.

6.1.7. Лекція «Методичні основи вивчення комплексного впливу навколишнього середовища на здоров¢я населення”.

6.2. Д о п о л н и т е л ь н а я:

6.2.1. Современные проблемы экогигиены / М.П. Захарченко, Е.И. Гончарук, Н.Ф. Кошелев, Г.И. Сидоренко. – К.: Хрещатик, 1993. – Часть 1. – С.5-64.

6.2.2. Джессен Р. Методы статистических обследований: Пер. с анг. – М.: Финансы и статистика, 1985. – 478 с.

6.2.3. Славин М.Б. Методы системного анализа в медицинских исследованиях. – М.: Медицина, 1989. – 303 с.

7. Оснащение занятия

1. Таблица: Источники информации о состоянии здоровья населения.

2. Таблица: Классификация групп здоровья населения.

3. Таблица: Количественная оценка состояния окружающей среды по кратности превышения ПДК и в баллах.

4. Таблица: Выявление и оценка взаимосвязей факторов окружающей среды и здоровья населения.

5. Ситуационная задача для самостоятельной работы студента на занятии.

Приложение 1

Философские основы изучения здоровья населения.

Методология - это учение о методе научного исследования, путях и средствах научного познания действительности, теоретической и практической деятельности и установления истины.

Различают методологию общефилософскую и предметную (т.е. методологию отдельных научных дисциплин).

Под общефилософской методологией понимают учение о методах и приемах познания природы, общества и мышления. Это учение получило название материалистической диалектики.

Общефилософская методология основывается на идее общего развития и использует свои специфические методы и методики познания (анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического моделирования, системно-структурного подхода и других), построенных человеческой интуицией, опытом и интеллектом.

Используя эти методы и методики с целью познания объективной действительности, т.е. явлений и процессов, происходящих независимо от воли и сознания людей в окружающей среде, человек раскрыл и сформулировал, обще-философские законы и категории, отражающие общий, и универсальный характер.

Всесторонность и универсальность философских законов и категорий состоит в том, что они могут быть применены в любой области научных знаний, а также каждой научной дисциплине.

Существует три основных закона материалистической диалектики:

- закон взаимоперехода количественных и качественных изменений;

- закон единства и борьбы противоположностей;

- закон отрицания отрицания.

Кроме этих законов, материалистическая диалектика использует философские категории, имеющие также универсальное применение. Примерами таких универсальных категорий могут быть:

- причины и следствий;

- необходимости и случайности;

- содержания и формы;

- частного и целого;

- возможности и действительности.

Следует отметить, что в гигиене с указанных трех обще-философских законов наиболее часто действует закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.

Так, много факторов окружающей среды, социально-экономические условия, уровень культуры и прочее могут влиять на организм человека положительно или отрицательно только при условии достижения определенного количественного порога - так называемого порога повреждающего действия.

Знание законов и категорий материалистической диалектики помогает врачам разной специальности:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Морфофункциональные особенности лейкоцитов млекопитающих, разводимых в неволе в условиях европейского севера
Представлены данные о морфофункциональных особенностях лейкоцитов крови различных видов животных из отряда Carnivora— норок, песцов, лисиц и енотовидных собак, разводимых в неволе в условиях Карел ...

Введение
Исследований, непосредственно посвященных популяционной структуре вида и закономерностям динамики численности рыжей полевки, немного, к тому же все они носят региональный характер и основываются н ...

Особенности природоохранной деятельности в России.
В нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. ...

Разделы