Методика расследования случаев пищевых отравленийГигиена и экология / Методика расследования случаев пищевых отравленийСтраница 1
МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ СЛУЧАЕВ ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ
1. Учебная цель
Овладеть знаниями о пищевых отравлениях, их этиологии, клинике, методах расследования, общей и специфической профилактике.
2. Исходные знания и умения
2.1. З н а т ь:
2.1.1. Определение понятия “пищевые отравления”, их классификацию.
2.1.2. Этиопатогенез, клинику и профилактику пищевых отравлений.
2.2. У м е т ь:
2.2.1. Определить вид пищевого отравления, обеспечить медицинскую помощь пострадавшим.
2.2.2. Организовать и провести расследование и определить причину (пищевой продукт или блюдо) пищевого отравления.
2.2.3. Организовать профилактические мероприятия по ликвидации причин пищевого отравления и их предупреждению (предотвращению).
3. Вопросы для самоподготовки
3.1. Пищевые отравления, определение и классификация.
3.2. Пищевые токсикоинфекции: определение, этиология, диагностика, клиника, принципы профилактики.
3.3. Бактериальные токсикозы: ботулизм, стафилококковый токсикоз, их этиология, диагностика, клиника, профилактика.
3.4. Микотоксикозы, их этиология, диагностика, клиника, профилактика.
3.5. Пищевые отравления немикробной природы:
- продуктами, токсичными по своей природе;
- продуктами, которые приобрели ядовитые свойства при нарушении условий хранения;
- продуктами, загрязненными токсическими веществами (ксенобиотиками) – тяжелыми металлами, пестицидами и другими.
3.6. Пищевые отравления неустановленной этиологии (гафская болезни и другие, гипотезы их возникновения, особенности клиники.
3.7. Методика расследования причин пищевых отравлений, участие и обязанности медиков – санитарных врачей и клиницистов. Документы, которые оформляются в процессе и при завершении расследования пищевого отравления.
3.8. Инструктивно-методические и законодательные документы, которые используются при расследовании пищевых отравлений и их профилактике.
3.9. Профилактические мероприятия по ликвидации и предотвращению пищевых отравлений
4. Задание для самоподготовки
4.1. В лагере отдыха в конце дня из 40 отдыхающих детей заболело 25 человек с жалобами на головную боль, боль в горле, урчание в животе. Часть из них (9 лиц) жаловались на тошноту, рвоту, периодические боли в животе, понос. При осмотре выявлена гиперемия слизистой глаз, зева, температура тела 38-38,5 °С, при пальпации живота – ощущение боли.
При опросе детей установлено, что на завтрак они ели овсяную кашу с сосиской и чай; на обед – борщ, мясные котлеты с картофелем, компот. Санитарное состояние пищеблока удовлетворительное. Его персонал своевременно прошел медицинское обследование. Но одна из поваров отсутствовала в течение недели (“прихворнула”), вернулась на работу два дня назад.
Определите предварительный диагноз и подозреваемый продукт или блюдо. Укажите, какие первоочередные меры следует предпринять и какие документы необходимо оформить.
4.2. Одновременно заболели все 5 членов семьи, в том числе 2 детей. Врач скорой помощи выявил жалобы на одышку, боли в сердце и животе, слабость зрения (“туман в глазах”), удвоение изображений, косоглазие, нистагм, затруднение при глотании и речи, общую слабость. Температура тела не повышена. Члены семьи ели: на завтрак – яичницу, чай; на обед – борщ со свининой, жареный картофель с сардельками и маринованными грибами, компот.
Определите предварительный диагноз и подозреваемый продукт или блюдо. Укажите, какие первоочередные меры следует предпринять и какие документы необходимо оформить в первую очередь и в дальнейшем.
5. Структура и содержание занятия
Занятие лабораторное. После проверки выполнения студентами заданий для самоподготовки путем опроса студентов и объяснений преподавателя обсуждаются теоретические вопросы темы, рассматриваются порядок расследования пищевых отравлений, инструктивно-методические и законодательные документы, которые при этом используются, и документы, которые оформляются в процессе и по окончании этого расследования (45 мин.).
На второй половине занятия каждый студент (или пара студентов) рассматривают одну из разработанных кафедрой ситуационных задач о случаях пищевых отравлений, заполняют необходимые документы (согласно приложениям), делают выводы и предлагают профилактические рекомендации.
Работу оформляют протоколом.
6. Рекомендованная литература
6.1. Основная:
6.1.1. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни. /Є.Г.Гончарук, Ю.І.Кундієв, В.Г.Бардов та ін. / За ред. Є.Г.Гончарука. – К.: Вища школа, 1995. – С.434-458.
Смотрите также
Основные функции и принципы экологической политики.
Комплексный характер экологических проблем
требует комплексного государственного управления в области охраны окружающей
среды. Ниже перечислим функции такого управления.
* Экологическое
прогно ...
Заключение.
Основным критерием экологической политики вообще является ее
действенность. Распространено мнение, что в
экологической сфере наиболее действенным является административный подход, то есть подход рас ...
Биологические опасности, связанные с пищей
Научно-технический прогресс сильно повлиял на сферу производства продуктов питания. Технологическая обработка продуктов, консервирование, рафинирование, длительное и неправильное хранение резко снизил ...