Методика химической и физической экспертизы предметов детского потребленияГигиена и экология / Методика химической и физической экспертизы предметов детского потребленияСтраница 6
Плотность набора, то есть количество знаков на площади 1 см2, должна составлять не больше 10 знаков при размерах кегля 14 и выше и не больше 15 знаков при размерах кегля 9-12. Плотность набора считается удовлетворительной, если на 1 см2 приходится не больше двух строк. Все строки за исключением заглавий и абзацев должны начинаться с одного вертикального уровня, что продиктовано правильным ритмом движения глаз вдоль строки.
Дополнительный текст подается с небольшим отступлением от вертикали, которая дает возможность быстро находить его в учебнике.
Плотность набора исследуют путем наложения на страницу специальной металлической пластинки с пятью отверстиями площадью 1 см2 каждое, коэффициент отражения бумаги – фотометром.
Количество переносов на страницу ограничивается, в частности в учебниках для младших классов, тремя-четырьмя.
В учебниках, особенно для детей младшего школьного возраста, рекомендуются цветные иллюстрации, выполненные светлыми, малонасыщенными красками с четкими деталями.
Интерлиньяж– расстояние между строками, размерами полей.
Апрош - расстояние между буквами и словами в строке.
Размеры шрифтов, интерлиньяж, апрош измеряют с помощью микроскопа с микрометрическим окуляром или микрометрической лупы (цена деления 0,1 мм), длину строк - металлической линейкой с миллиметровыми делениями. Четкость печати определяют с применением лупы с 2-5-разовым увеличением. Фактические размеры шрифтов определяют путем измерения малой буквы "н".
Все измерения делают в трех местах учебника (в начале, в середине и в конце).
Требования к гарнитурам, кеглям шрифтов и их размеров, набора учебников для школьников разного возраста приведенные в таблице.
Таблица
Требования к школьным учебникам
| Учебники | Гарнитура шрифта | Кегль шрифта | Высота малой буквы „н”, мм | Толщина основных штрихов, мм | Толщина соединительных штрихов, мм | Длина строки, мм | Формат издания, мм | Формат полоси набора, мм | Интерлиньяж | Апрош между словами, мм | Апрош между буквами, мм | |||||||||||||
| Буквари | Букварная азбука Журнальная рубленная | Новые буквы 48, 36 Основной текст 28-20 | 8,0-6,0 4,5-3,5 | 1,5 0,5 | 1,2 0,5 | 130 |
168х215 | 130х172 |
Не меньше 2,8 |
4-11 |
0,5 | |||||||||||||
| I класс | Букварная азбука Журнальная рубленная | 16 18 | 2,8 | 0,5 | 0,45 |
126 |
126х176 | |||||||||||||||||
| ІІ класс | Школьная Литературная | 14 16 | 2,5-2,3 | 0,3 | 0,15 | |||||||||||||||||||
| ІІІ-ІУ | Школьная Литературная | 14,12 | 2,3-2,0 | 0,3 | 0,15 | 126 | 168х215 | 126х172 126х176 | 3 | |||||||||||||||
| V- VІІ | Школьная Литературная | 10 | 1,75 | 0,25 | 0,15 | 113 | 143х215 143х200 | 113х180 113-167 | Не меньше 2,7 | 2 | ||||||||||||||
| 108 | 143х200 | 108-162 | ||||||||||||||||||||||
| VІІІ-Х (ХІ) | Школьная Литературная | 10 | 1,75-1,7 | 0,25 | 0,15 | 98 | 128х200 | 98-162 | ||||||||||||||||
| 95 | 128х200 | 95-162 | ||||||||||||||||||||||
Смотрите также
Дно как биотоп
Люди довольно хорошо представляют себе, как выглядит поверхность суши. Однако
о том, как выглядит поверхность 3/4 Земли — морское дно и какие там условия, у подавляющего
большинства представления ...
Структура сообщества
За исключением краткого рассмотрения биомов в гл. 3, до сих пор мы касались только
экологии особей и популяций. В этой главе речь пойдет об экологии сообществ. Подобно
тому как популяции обладают ...
Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша»
не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить
как науку о нишах. Многие аспек ...