Методика гигиенического контроля за организацией физического и трудового обучения детей и подростков. Врачебно-профессиональная консультация и медицинский профессиональный отбор подростков в условиях Гигиена и экология / Методика гигиенического контроля за организацией физического и трудового обучения детей и подростков. Врачебно-профессиональная консультация и медицинский профессиональный отбор подростков в условиях Страница 7
Основные этапы проведения профессионального отбора
К основным этапам проведения профессиональной консультации и профессионального отбора относят:
— изучение состояния здоровья и адаптационных ресурсов организма;
— определение ключевых для данной профессии психофизиологических функций на основании анализа литературных данных, хронометражных наблюдений за ходом занятий по производственному обучению и трудовым процессом;
— проведение экспертной оценки степени профессиональной значимости психофизиологических функций и физических качеств при участии высококвалифицированных специалистов, физиологов, гигиенистов, мастеров производственного обучения;
— подбор адекватных, информативных, надежных и, вместе с тем, простых методик исследования профессионально-значимых функций;
— учет мотивационной направленности, личностно-типологических и нервно-психических особенностей организма та исходного уровня развития ключевых функций;
— сопоставление полученных результатов с требованиями профессиограммы и психофизиограммы специальности, которая изучается;
— научно-обоснованное прогнозирование успешности профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Методики прогнозирования успешности профессиональной деятельности
К числу наиболее распространенных методов проведения профессионального отбора, а также прогнозирования успешности профессионального обучения и будущей профессиональной деятельности следует отнести:
— методику выделения границ физиологических колебаний состояния критериальных функций, которая предусматривает определение типов рефлекторных реакций и их дальнейшую оценку;
— векторный анализ профессиональной перспективности;
— методику бальной оценки уровня развития ключевых профессионально-значимых функций с определением прогноза успешности профессионального обучения;
— прогнозирование профессиональной пригодности на основе фундаментальных положений нечеткой логики, нейронных и нейрон-нечетких сетей.
Выделение границ физиологических колебаний состояния критериальыих функций и определение типа рефлекторных реакций организма позволяет выявить лица с высоким, средним или низким уровнем развития ключевых профессионально-значимых функций, определить как индивидуальный характер их формирования, так и общие закономерности развития физиологических реакций, обусловленные возрастно-половыми особенностями.
Векторный анализ профессиональной перспективности это наиболее наглядный метод профессионального отбора учеников, который позволяет определить особенности индивидуального развития критериальных функций с дальнейшим графическим изображением профиля психофизиологического развития организма школьников.
Определение успешности профессионального обучения на основании бальной оценки уровня развития ключевых профессионально-значимых функций предусматривает проведение исследования особенностей развития критериальных характеристик функционального состояния организма, в частности бальную оценку степени развития ключевых функций и обобщенное определение прогноза успешности профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (табл. 5).
Таблиця 5
Бальная оценка степени развития ключевых профессионально-значимых функций
Балы |
Показатели развития профессионально-значимых психофизиологических функций
| ||||||
Латентный период простой зрительно–моторной реакции, мс | Подвижность нервных процессов (число срывов дифференцированных реакций) | Уравновешенность нервных процессов (ошибка в мс) | Скорость переключения внимания, с | Линейный глазомер (ошибка в мм) | Мышечно-суставная чувствительность (ошибка в градусах) | Координация движения (интегральный показатель в усл. ед.) | |
0 | >310 | 5 | >100 | >150 | >15,0 | >15,0 | >4,00 |
1 | 296-309 | 91-100 | 141-150 | 13,6-15,0 | 13,6-15,0 | 3,01-4,00 | |
2 | 281-295 | 4 | 81-90 | 131-140 | 12,1-13,5 | 12,1-13,5 | 2,01-3,00 |
3 | 266-280 | 71-80 | 121-130 | 10,6-12,0 | 10,6-12,0 | 1,76-2,00 | |
4 | 251-265 | 3 | 61-70 | 111-120 | 9,1-10,5 | 9,1-10,5 | 1,51-1,75 |
5 | 236-250 | 51-60 | 101-110 | 7,6-9,0 | 7,6-9,0 | 1,26-1,50 | |
6 | 221-235 | 2 | 41-50 | 91-100 | 6,1-7,5 | 6,1-7,5 | 1,01-1,25 |
7 | 206-220 | 31-40 | 81-90 | 4,6-6,0 | 4,6-6,0 | 0,76-1,00 | |
8 | 191-205 | 1 | 21-30 | 71-80 | 3,1-4,5 | 3,1-4,5 | 0,51-0,75 |
9 | 176-190 | 11-20 | 61-70 | 1,6-3,0 | 1,6-3,0 | 0,26-0,50 | |
10 | 175 | 0 | 0-10 | 60 | 0-1,5 | 0-1,5 | 0,25 |
Смотрите также
Платежные инструменты
Платежные инструменты - это правовые средства осуществления переводов денежных средств (наличных и безналичных) с целью совершения платежа.
Порядок выполнения операций с применением платежных инст ...
Влияние низкотемпературного закаливания на протеолитическую активность и содержание
фотосинтетических пигментов в листьях проростков озимой пшеницы
На проростках озимой пшеницы (Тп11сит aestivum 1.) изучена динамика активности
амидаз, цистеиновых про-теиназ, а также содержания фотосинтетических пигментов при
холодовом (4°С) закаливании. Показ ...
Влияние окружающей среды на живые организмы
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является л ...