Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных группГигиена и экология / Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных группСтраница 1
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
1. Учебная цель
1.1. Ознакомиться с методиками изучения возрастных психофизиологических особенностей организма детей и подростков.
1.2. Овладеть методикой определения функциональной готовности детей к обучению в школе.
1.3. Усвоить методики составления и гигиенической оценки режима дня и расписания занятий для школьников разного возраста, основные принципы гигиенической оценки учебных пособий и школьных учебников.
1.4. Ознакомиться с методикой гигиенической оценки организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.
2. Исходные знания и умения
2.1. Знать:
2.1.1. Возрастно-половые, анатомо-физиологические и психофизиологические особенности организма детей и подростков.
2.1.2. Медицинские, физиологические и психолого-педагогические критерии оценки уровня развития ребенка.
2.1.3. Нарушения здоровья и заболевания, которые могут быть обусловлены влиянием неблагоприятных факторов учебно-воспитательного процесса
2.1.4. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательной деятельности, составлению расписания занятий, учебных пособий, организации и методики проведения урока, организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.
2.2. Уметь:
2.2.1. Определять возрастные психофизиологические особенности организма детей и подростков.
2.2.2. Осуществлять гигиеническую оценку функциональной готовности детей к обучению в школе.
2.2.3. Проводить гигиеническую оценку режима дня, расписания уроков, учебных пособий, организации и методики проведения урока, а также организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.
3. Вопросы для самоподготовки
3.1. Возрастно-половые, анатомо-физиологические и психофизиологические особенности организма детей и подростков.
3.2. Медицинские, физиологические и психолого-педагогические критерии оценки уровня развития ребенка. Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей организма детей и подростков.
3.3. Нарушения здоровья и заболевания, которые могут быть обусловлены влиянием неблагоприятных факторов учебно-воспитательного процесса.
3.4. Понятие о школьной зрелости. Гигиенические основы и методика определения функциональной готовности ребенка к обучению в школе.
3.5. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах.
3.6. Понятие о режиме дня и основные режимные элементы. Особенности гигиенического нормирования режима суточной деятельности учеников. Гигиенические принципы составления режима дня детей и подростков.
3.7. Гигиенические требования к расписанию занятий в школе и методика его оценки.
3.8. Гигиенические требования к организации и методике проведения урока. Особенности обучения детей шестилетнего возраста.
3.9. Гигиенические требования к учебным пособиям для детей школьного возраста.
3.10. Особенности учебно-воспитательного процесса в новых перспективных учебных заведениях (гимназии, лицее, колледже и т.п.), специализированных школах, детских санаториях и оздоровительных учреждениях.
3.11. Гигиенические требования к организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.
4. Задача для самоподготовки
4.1. В медицинский пункт школы обратился ученик 10 класса общеобразовательной школы с жалобами на плохой сон, усталость и головную боль. В ходе обследования подростка школьный врач патологии не выявил. Во время опроса установлено, что школьник учится в первую смену, посещает школьный физический кружок. Свое время распределяет таким образом: просыпается в 700, утренний туалет 700–730, завтрак 730–750, подготовка домашних заданий – 750–850, дорога к школе – 850–900, пребывание в школе – 900–1400, дорога со школы домой – 1400–1410, обед – 1410–1430, отдых, помощь родителям – 1430–1600, подготовка домашних заданий – 1600–2000, ужин – 2000–2020, просмотр телепередач – 2020–2345, вечерний туалет – 2345–2400, ложится спать в 2400. Дайте гигиеническую оценку режима дня школьника и, если необходимо, предложите рекомендации относительно его оптимизации.
4.2. Дайте гигиеническую оценку расписания уроков для учеников 8 класса:
Понедельник |
Вторник |
Среда |
1. Украинский язык |
1.Черчение |
1. Биология |
2. Укр. литература. |
2. Украинский язык |
2. Алгебра |
3. Химия |
3. География |
3. Укр. литература |
4. Алгебра |
4. Геометрия |
4. Физкультура |
5. Английский язык |
5. Биология |
5. Химия |
6. История |
6. Труд |
6. Труд |
Четверг 1. Алгебра 2. Английский язык 3. География 4. Физика 5. Химия 6. Геометрия |
Пятница 1. Украинский язык 2. Алгебра 2. Английский язык 3. Черчение 4. География 5. История |
Суббота 1. Физкультура 2. География 3. Физика 4. Английский язык 5. Укр. литература 6. Биология |
Смотрите также
Экономические механизмы охраны природы
Проблема защиты экологии встала перед
человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал
себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредны ...
Структура сообщества
За исключением краткого рассмотрения биомов в гл. 3, до сих пор мы касались только
экологии особей и популяций. В этой главе речь пойдет об экологии сообществ. Подобно
тому как популяции обладают ...
Биогеография
Основная цель экологии состоит в том, чтобы понять те разнообразные факторы,
которые влияют на распределение и обилие животных и растений (Andrewartha, Birch,
1954; Krebs, 1972; Mac-Arthur, 1972). ...