Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных групп
Гигиена и экология / Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных групп
Страница 5

Углубленное психофизиологическое обследование высшей нервной деятельности ребенка

Углубленное психофизиологическое обследование высшей нервной деятельности ребенка с целью определения его готовности к обучению в школе предусматривает исследование и количественную оценку механической, образной и вербально-логической памяти, а также вербально-логического мышления. дипладения ампельная уход в домашних условиях

Оценка механической памяти. Ребенку предлагают запомнить, а потом воспроизвести на листе бумаги десять цифр, которые приведены на отдельных карточках или написаны на доске. Числа могут быть разными, желательно как одно-, так и двузначные, от 1 до 16.

Исследуемый ребенок в течение 1 минуты внимательно рассматривает предложенные цифры и старается запомнить их, а затем по памяти на протяжении 1 минуты записывает эти цифры на листе бумаги в любом порядке. Критериальной характеристикой механической памяти есть показатель ее производительности, который исчисляется по формуле:

ПМП = × 100 % ;

где: ПМП - производительность механической памяти;

с - количество верно воспроизведенных цифр;

а - количество ошибочно воспроизведенных цифр;

n - количество предъявленных цифр.

Производительность механической памяти считается высокой, если результат находится в пределах от 80% до 100%, средней – от 50% до 80%, низкой – менее, чем 50 %.

Оценка вербально-логической памяти. Исследователь дважды четко и громко произносит 10 слов, предназначенных для запоминания. Слова должны быть простыми, иметь конкретные образные характеристики и легко воссоздаваться. Например: гора, кошка, окно, книга, ваза, стол, звезда, цветок, дерево, пилка. Исследуемый ребенок должен на протяжении 1 минуты написать на листе бумаги слова, которые удалось запомнить, или нарисовать образы, которые отвечают этим словам. Показатель производительности вербально-логической памяти рассчитывают по формуле:

ПВЛП = = × 100 % ;

где: ПВЛП - производительность вербально-логической памяти;

с - количество верно воспроизведенных слов

а - количество ошибочно воспроизведенных цифр

n - количество предъявленных цифр.

Критерии оценки результатов аналогичные предыдущим.

Оценка образной памяти. Исследуемому ребенку для запоминания предъявляют карточку с изображенными на ней 9 простыми геометрическими фигурами. Время предъявления и время воспроизведения одинаковое - 1 минута. Показатель производительности образной памяти рассчитывают по формуле:

ПОП = = × 100 % ;

где: ПОП - производительность образной памяти;

с - количество верно воспроизведенных фигур;

а - количество ошибочно воспроизведенных фигур;

n - количество предъявленных фигур.

Критерии оценки результатов аналогичные предыдущим.

Оценка вербально-логического мышления. Исследуемому ребенку предлагают карточку с написанной на ней группой слов, которая состоит из 10 вариантов по 4 слова в каждом. При этом каждые 3 слова в каждой группе имеют четкую содержательную связь, а четвертое слово - лишнее, не связанное с другими. Лишнее слово нужно вычеркнуть:

Например:

1. книга, портфель, чемодан, сумка

2. молоко, сыр, хлеб, сливки

3. минута, секунда, время, вечер

4. весы, часы, очки, термометр

5. Вова, Николай, Маша, Юра

6. зима, лето, ночь, осень

7. стол, стул, окно, шкаф

8. береза, сосна, ягода, дуб

9. тетрадь, ручка, карандаш, газета

10. мама, бабушка, отец, учитель

Лишние слова: 1) книга, 2) хлеб, 3) вечер, 4) очки, 5) Маша, 6) ночь, 7) окно, 8) ягода, 9) газета, 10) учитель.

За каждый верный ответ ребенку начисляется 2 очка, за каждую неверный - 0. Потом подсчитывается общая сумма баллов.

Общий результат считается низким, если ребенок набрал от 0 до 6 баллов; средним – от 8 до 12 баллов, высоким – от 14 до 20 баллов.

Приложение 3

УЧЕБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Биогеография
Основная цель экологии состоит в том, чтобы понять те разнообразные факторы, которые влияют на распределение и обилие животных и растений (Andrewartha, Birch, 1954; Krebs, 1972; Mac-Arthur, 1972). ...

Понятие исследования
В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, — главным фактором повышения эффективности управления. Исследование — это не только ...

Влияние низкотемпературного закаливания на протеолитическую активность и содержание фотосинтетических пигментов в листьях проростков озимой пшеницы
На проростках озимой пшеницы (Тп11сит aestivum 1.) изучена динамика активности амидаз, цистеиновых про-теиназ, а также содержания фотосинтетических пигментов при холодовом (4°С) закаливании. Показ ...

Разделы