Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных группГигиена и экология / Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных группСтраница 5
Углубленное психофизиологическое обследование высшей нервной деятельности ребенка
Углубленное психофизиологическое обследование высшей нервной деятельности ребенка с целью определения его готовности к обучению в школе предусматривает исследование и количественную оценку механической, образной и вербально-логической памяти, а также вербально-логического мышления. дипладения ампельная уход в домашних условиях
Оценка механической памяти. Ребенку предлагают запомнить, а потом воспроизвести на листе бумаги десять цифр, которые приведены на отдельных карточках или написаны на доске. Числа могут быть разными, желательно как одно-, так и двузначные, от 1 до 16.
Исследуемый ребенок в течение 1 минуты внимательно рассматривает предложенные цифры и старается запомнить их, а затем по памяти на протяжении 1 минуты записывает эти цифры на листе бумаги в любом порядке. Критериальной характеристикой механической памяти есть показатель ее производительности, который исчисляется по формуле:
ПМП = × 100 % ;
где: ПМП - производительность механической памяти;
с - количество верно воспроизведенных цифр;
а - количество ошибочно воспроизведенных цифр;
n - количество предъявленных цифр.
Производительность механической памяти считается высокой, если результат находится в пределах от 80% до 100%, средней – от 50% до 80%, низкой – менее, чем 50 %.
Оценка вербально-логической памяти. Исследователь дважды четко и громко произносит 10 слов, предназначенных для запоминания. Слова должны быть простыми, иметь конкретные образные характеристики и легко воссоздаваться. Например: гора, кошка, окно, книга, ваза, стол, звезда, цветок, дерево, пилка. Исследуемый ребенок должен на протяжении 1 минуты написать на листе бумаги слова, которые удалось запомнить, или нарисовать образы, которые отвечают этим словам. Показатель производительности вербально-логической памяти рассчитывают по формуле:
ПВЛП = = × 100 % ;
где: ПВЛП - производительность вербально-логической памяти;
с - количество верно воспроизведенных слов
а - количество ошибочно воспроизведенных цифр
n - количество предъявленных цифр.
Критерии оценки результатов аналогичные предыдущим.
Оценка образной памяти. Исследуемому ребенку для запоминания предъявляют карточку с изображенными на ней 9 простыми геометрическими фигурами. Время предъявления и время воспроизведения одинаковое - 1 минута. Показатель производительности образной памяти рассчитывают по формуле:
ПОП = = × 100 % ;
где: ПОП - производительность образной памяти;
с - количество верно воспроизведенных фигур;
а - количество ошибочно воспроизведенных фигур;
n - количество предъявленных фигур.
Критерии оценки результатов аналогичные предыдущим.
Оценка вербально-логического мышления. Исследуемому ребенку предлагают карточку с написанной на ней группой слов, которая состоит из 10 вариантов по 4 слова в каждом. При этом каждые 3 слова в каждой группе имеют четкую содержательную связь, а четвертое слово - лишнее, не связанное с другими. Лишнее слово нужно вычеркнуть:
Например:
1. книга, портфель, чемодан, сумка |
2. молоко, сыр, хлеб, сливки |
3. минута, секунда, время, вечер |
4. весы, часы, очки, термометр |
5. Вова, Николай, Маша, Юра |
6. зима, лето, ночь, осень |
7. стол, стул, окно, шкаф |
8. береза, сосна, ягода, дуб |
9. тетрадь, ручка, карандаш, газета |
10. мама, бабушка, отец, учитель |
Лишние слова: 1) книга, 2) хлеб, 3) вечер, 4) очки, 5) Маша, 6) ночь, 7) окно, 8) ягода, 9) газета, 10) учитель.
За каждый верный ответ ребенку начисляется 2 очка, за каждую неверный - 0. Потом подсчитывается общая сумма баллов.
Общий результат считается низким, если ребенок набрал от 0 до 6 баллов; средним – от 8 до 12 баллов, высоким – от 14 до 20 баллов.
Приложение 3
УЧЕБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Смотрите также
Биогеография
Основная цель экологии состоит в том, чтобы понять те разнообразные факторы,
которые влияют на распределение и обилие животных и растений (Andrewartha, Birch,
1954; Krebs, 1972; Mac-Arthur, 1972). ...
Понятие исследования
В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, — главным фактором повышения эффективности управления. Исследование — это не только ...
Влияние низкотемпературного закаливания на протеолитическую активность и содержание
фотосинтетических пигментов в листьях проростков озимой пшеницы
На проростках озимой пшеницы (Тп11сит aestivum 1.) изучена динамика активности
амидаз, цистеиновых про-теиназ, а также содержания фотосинтетических пигментов при
холодовом (4°С) закаливании. Показ ...