Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных групп
Гигиена и экология / Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных групп
Страница 4

Критерием оценки служит средняя величина показателей отдельно для каждого глаза.

Исследование линейного глазомера. С целью исследования точности линейного глазомера используют глазомерную линейку Гальтона. Поставив на определенное деление один из бегунков линейки, исследуемому предлагают движениями противоположного бегунка сначала от центра линейки к ее краю, а затем от края до центра установить отрезок аналогичный по размерам заданному. Определения проводят 10 раз (по 5 раз в каждой попытке). Регистрируют среднюю ошибку в воспроизведении расстояния, которое было задано.

Определение мышечно-суставной чувствительности. Прикрепив кинематометр Жуковского к руке, которая согнута в локтевом суставе под углом 90°, необходимо предложить исследуемому разогнуть руку, а затем с максимально возможной точностью возвратить ее в исходное положение. Исследования проводят 3 раза. Регистрируют среднюю ошибку в ходе воспроизведения заданного положения в пространстве.

Исследование координации движений. Исследуемому предлагают удобно разместиться перед тремометром и, взяв в руку специальный щуп, с максимальной точностью и средней скоростью провести его по прорезях лабиринтов, стараясь не задевать краев. Исследования повторяют 3 раза. Регистрируют число прикосновений и интегральный показатель координации движений, который рассчитывается путем деления числа прикосновений на время, которое было израсходовано на прохождение лабиринтов.

Определение мышечной силы и мышечной выносливости. Уровни мышечной силы и мышечной выносливости определяют с использованием соответственно кистевого и ртутного динамометров. В первом случае в ходе исследования необходимо предложить исследуемому с максимально возможной силой сжать прибор, во втором - исследуемому следует предложить по возможности дольше удержать усилие, которое равняется 1/2 или 2/3 от максимальной мышечной силы (см. Тему № 32, рис. 32.1).

На основании данных трех измерений регистрируют максимальный результат определения мышечной силы и продолжительность удерживания определенного заранее мышечного усилия.

Приложение 2

УЧЕБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по методике гигиенической оценки функциональной готовности ребенка

к обучению в школе

Оценка функциональной готовности детей к вступлению в школу предусматривает проведение экспресс-оценки функциональных возможностей организма и углубленного психофизиологического обследования высшей нервной деятельности каждого отдельного ребенка.

Экспресс-оценка функциональной готовности ребенка к обучению в школе

Экспресс-оценка функциональной готовности ребенка к вступлению и систематическому обучению в школе проводится на основании результатов выполнения комплексного психофизиологического теста Керна–Ирасека, показателей исследования качества произношения и точности координации движений.

Тест Керна–Ирасека состоит из трех заданий: 1) рисование человека; 2) перерисовывание короткой фразы с 3-4 слов; 3) перерисовывание группы точек. Каждое задание оценивается в баллах (наилучшая оценка - 1 балл, наиболее плохая - 5 баллов). Сумма данных выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования.

Первое задание состоит в том, что ребенок должен нарисовать фигуру человека без любых установок со стороны исследователя, второе – в том, что ребенок копирует фразу из трафарета, который изготовлен заранее и представляет простую короткую фразу, например: “Он ел суп” или “Она пила сок”, третье – в том, что ребенок на протяжении 1 минуты смотрит на трафарет, а затем старается воспроизвести форму расстановки и количество точек на листе бумаги. Критерии общей оценки результатов тестирования: высокая готовность к обучению в школе – до 5 баллов, средняя готовность – 6-10 баллов, низкая готовность – свыше 11 баллов.

Оценка качества и чистоты произношения проводится во время словесного воспроизведения слов, которые достаточно тяжело артикулируюются, таких как: рак, цапля, яйцо, топор, лопата, стул, газета, зима, мышка, рыба, чайка, ключ.

Точность координации движений и готовность к восприятию навычек письма, определяют с помощью теста “Вырезание круга”. Ребенку предлагают карточку, на которой изображено семь кругов, размешенных на расстоянии 1 мм один от другого. Средний круг отмечен утолщенной линией и имеет диаметр, который равняется 50 мм. Будущий школьник должен вырезать круг по утолщенной линии на протяжении 1 минуты. Отсчет времени начинают с того момента, когда ножницы коснулись утолщенной линии. Оценивают время и качество выполнения теста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Биогеография морского бентоса
в биосфере Земли можно выделить четыре основных типа сравнительно независимых друг от друга ЦС: морские, пресноводные и наземные. В свою очередь морские ЦС можно разделить на бентосные, биотоп кот ...

Особенности природоохранной деятельности в России.
В нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. ...

Взаимодействие климата и растительности
Климат — главный фактор, определяющий характер растительности. Растения в свою очередь также в некоторой степени воздействуют на климат. Как климат, так и растительность оказывают решающее влияние ...

Разделы