Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных групп
Гигиена и экология / Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных групп
Страница 8

Гигиеническая оценка организации урока предусматривает исследование условий его проведения, особенностей представления учебного материала, методики и наглядности преподавания, степени развития усталости учеников в ходе учебного процесса, проведение хронометражных наблюдений за продолжительностью основных структурных элементов урока (организационная часть, проверка домашних заданий, основная часть, закрепление нового материала, заключительная часть).

Гигиеническая оценка учебных пособий и школьных учебников предусматривает проведение санитарной экспертизы полиграфического оформления пособий и учебников и, прежде всего, определение общих сведений об учебном пособии или учебнике (автор, название, место и год издания, назначение), характеристик бумаги (цвет, особенности поверхностей,), шрифта (гарнитура, высота основных штрихов, толщина, расстояние между штрихами), набора (расстояние между буквами и словами (апрош) и строками (интерлиньяж), длина строки, ширина полей, однотипность шрифта, наличие петита и курсива, плотность набора), печати (четкость, интенсивность, равномерность, особенности типографской краски), внешнего оформления (масса, габариты, формат, брошюрование, оправление) и проведение лабораторных исследований (содержание дерева в бумаге, микробное загрязнение учебника и т.п.).

Приложение 4

УЧЕБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по методике гигиенической оценки организации внешкольной деятельности

и свободного времени учеников

К основным типам внешкольных учреждений относят многопрофильные (центры и дворцы детей и юношества, центры и дворцы детского и юношеского творчества и т.п.), специализированные (центры научно-технического творчества, эколого-натуралистические центры, центры туризма и краеведения и прочие) и оздоровительные (профильные, городские и загородные лагеря труда и отдыха и т.п.) внешкольные учреждения.

Главной целью деятельности этих учреждений является обеспечение потребностей ребенка в творческой самореализации, и, таким образом, получение дополнительных знаний, умений и навыков по интересом и за выбором. Поэтому основная форма их работы это кружки или секции технической, художественно-прикладной или спортивной направленности.

Среди главных принципов расположения сети внешкольных учреждений следует отметить принцип ступенчатости, который предусматривает обеспечение условий для организации внешкольных занятий и досуг за счет кружковой деятельности в общеобразовательных учреждениях и дворовых клубах (1 степень), в дворцах и домах детей и юношества (2 степень), в специализированных познавательных учреждениях, в частности в юношеских спортивных, музыкальных и художественных школах и центрах научно-технического творчества (3 степень).

Территория земельного участка типовых внешкольных учреждений должна предусматривать наличие таких зон: спортивной (площадь – 0,7-1,1 га), учебно-исследовательской (0,15-0,4 га), хозяйственной (0,05-0,1 га), зеленых насаждений (не менее, чем 50% от общей территории земельного участка) и отдыха и аттракционов (0,15-0,5 га).

Основным критерием выбора здания внешкольного учреждения является одноразовая вместимость, исходя из числа детей, которые занимаются в нем на протяжении одного дня в одну смену. Максимальная этажность здания не должна превышать трех этажей.

Среди основных групп помещений внешкольных учреждений следует отметить помещения для кружков, спортивный блок, помещение для массово-методической работы, административно–хозяйственные помещения и блок обслуживания. Главное правило размещения кружков: одна учебная группа – одно помещение.

Оптимальной ориентацией учебных помещений следует считать юго-восточную, южную, допустимой – восточную или юго-западную. Освещенность рабочих мест в кабинетах внешкольных учреждений должна быть в пределах 300–350 лк, в спортивных залах – 200 лк, в изостудиях, кабинетах кроя и шитья – 400 лк. Оптимальная температура помещений – 18-22°С, относительная влажность воздуха – 40-60%, скорость движения воздуха – 0,1-0,2 м/с.

Комплексный анализ психофизиологического состояния и трудоспособности школьников позволяет рекомендовать как наиболее целесообразное светло-оранжевое окрашивание стен, которое изменяет обычную для школьников обстановку на более яркую, колоритную и возбуждающую и, таким образом, оказывает содействие повышению эффективности проведения внеурочных занятий.

Режим работы внешкольных учреждений должен учитывать данные относительно распределения бюджета времени современных учеников и особенности учебной деятельности в школе. Социологические и гигиенические исследования считают научно-обоснованной такую продолжительность свободного времени: среди школьников 10-13 лет – 3,5-4 часа на день, среди школьников 14-16 лет – 3-3,5 часа, по выходным дням и дни отдыха – 8-9 часов. При работе школ в одну смену ученики посещают внешкольные учреждения в две смены с 15°° до 20°° часов. Если школы работают в две смены – внешкольные занятия проводятся в 4 смены – с 9°° до 20°° часов.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Основные функции и принципы экологической политики.
Комплексный характер экологических проблем требует комплексного государственного управления в области охраны окружающей среды. Ниже перечислим функции такого управления. * Экологическое прогно ...

Экологическая ниша
Понятие ниши пронизывает все сферы экологии. Если бы термину «экологическая ниша» не придавали так много самых разных значений, то экологию можно было бы определить как науку о нишах. Многие аспек ...

К популяционной организации политипического вида (на примере рыжей полевки - clethrionomys glareolus shreb.)
Анализ популяционной организации и динамики численности европейской рыжей полевки - типичного представителя мегаареальных политипических видов млекопитающих Палеарктики - подтвердил высказанное на ...

Разделы