Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных группГигиена и экология / Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима детей разных возрастных группСтраница 7
Гигиеническая оценка организации учебного процесса в школе предусматривает изучение учебного распорядка, расписания занятий и организации урока.
Контроль за учебным распорядком связан с определением времени занятий в школе, продолжительности уроков, перерывов между уроками и сменами, соответствия количества уроков на протяжении года и недели учебному плану.
Учебный год в общеобразовательных учебных заведениях всех типов и форм собственности должен начинаться 1 сентября и заканчиваться не позже 1 июля следующего года.
Продолжительность учебного года для учеников школы 1 степени (начальная школа) не может быть меньше 175 рабочих дней, для учеников общеобразовательных школ 2-3 степени – меньше 190 рабочих дней.
Структура учебного года (четверти, полугодия, семестры и т.п.) и продолжительность учебной недели определяется учебным заведением соответственно рекомендациям Министерства образования и науки Украины.
На протяжении учебного года для учеников проводятся каникулы: осенние, зимние и весенние, в общем не менее 30 дней.
Продолжительность уроков в общеобразовательных учебных заведениях составляет: в 1 классах – 35 минут, в 2-4 классах – 40 минут, в 5-12 классах – 45 минут.
Расписание уроков должно учитывать как оптимальное соотношение учебной нагрузки на протяжении недели так и правильное чередование на протяжении дня и недели предметов математического и гуманитарного циклов с уроками музыки, рисования, трудового обучения, основ здоровья и физической культуры.
В начальной школе проводить спаренные уроки не разрешается. Для учеников 5-9-го классов проведение спаренных уроков допускается только в случае проведения лабораторных и контрольных работ, уроков трудового обучения и написания сочинений. В 10-12-х классах допускается проведение спаренных уроков как из основных так и с профильных предметов.
Рабочая неделя для учеников 1 класса на протяжении учебного года должна предусматривать наличие дополнительного разгрузочного дня (четверг), в расписании которого нет предметов,потребующит значительного умственного напряжения (математика, языки и т.п.).
Продолжительность перерывов между уроками для учеников 1 класса должна быть не менее 15 минут, для других классов – не менее 10 минут. Продолжительность большой перемены должна быть 30 минут. Во время перерывов необходимо организовывать пребывание учеников на свежем воздухе и их питание.
Для профилактики появления утомления, нарушения осанки и возникновения расстройств органа зрения для учеников начальных классов на уроках письма, чтения, математики через каждые 15 минут урока необходимо проводить физкультурные минутки и специальную гимнастику для глаз.
Занятия в общеобразовательных учебных учреждениях должны начинаться не раньше 8 часов утра. Если учеба проводится в две смены то вторая смена должна начинить обучение не позже 14 часов, а заканчивать не позже 19 часов. Начинать занятия как в первую так и во вторую смену следует в одно и то же время на протяжении учебного года.
Наполняемость классов не должна превышать 30 учеников с учетом того, что площадь класса на одного ученика должна быть не менне 2,0 м2.
Основными элементами санитарно-гигиенического надзора за расписанием занятий являются, во-первых, определение соответствия распределения и чередования предметов в течение учебного дня и учебной недели состоянию здоровья и морфофункциональным возможностям организма детей и подростков, учет особенностей физиологической кривой трудоспособности учеников (рис. 40.5). Во-вторых, изучение степени сложности предметов и характера их взаиморасположения (наличие спаренных уроков, размещение рядом уроков из предметов, подобных за содержанием или за видом деятельности, например, родной язык и иностранный язык, алгебра и геометрия и т.п.).
Для определения степени сложности уроков используют методику группирования предметов за степенью тяжести (1 группа: математика, иностранный язык; 2 группа - химия, физика; 3 группа - родной язык, история, география; 4 группа - природоведение, литература; 5 группа - физическая культура, музыка, труд) или ранговую шкалу сложности школьных предметов (математика - 11 баллов; иностранный язык - 10; физика, химия - 9; история - 8; родной язык, литература - 7; природоведение, география - 6; физическая культура - 5; труд - 4; черчение - 3; рисование - 2; музыка - 1) или методику определения балльного уровня сложности отдельных предметов (геометрия - 6 баллов; алгебра - 5,5 баллов; иностранный язык - 5,4 баллов; химия - 5,3 баллов; физика - 5,2 баллов; биология - 3,6 баллов; родной язык - 3,5 баллов; литература - 1,7 баллов; история - 1,7 баллов).
Смотрите также
Структура сообщества
За исключением краткого рассмотрения биомов в гл. 3, до сих пор мы касались только
экологии особей и популяций. В этой главе речь пойдет об экологии сообществ. Подобно
тому как популяции обладают ...
Роль изоферментов лактатдегидрогеназы в адаптациях млекопитающих Карелии
В экстрактах тканей сердца, почек, скелетных мышц, печени, легких, селезенки
у американской норки (Mustela vison L.), песца (Aiopex iagopus), лисицы ( Vuipes
vuipes L.), лесной куницы (Martes mart ...
Влияние низкотемпературного закаливания на протеолитическую активность и содержание
фотосинтетических пигментов в листьях проростков озимой пшеницы
На проростках озимой пшеницы (Тп11сит aestivum 1.) изучена динамика активности
амидаз, цистеиновых про-теиназ, а также содержания фотосинтетических пигментов при
холодовом (4°С) закаливании. Показ ...