Методика гигиенической оценки оборудования и содержания учебно-воспитательных учреждений для детей и подростковГигиена и экология / Методика гигиенической оценки оборудования и содержания учебно-воспитательных учреждений для детей и подростковСтраница 11
К числу основных размеров учебной мебели, которая используется в ходе проведения их гигиенической оценки, относят следующие (рис. 39.3):
· высота заднего края стола, является расстоянием от заднего края стола до пола;
· высота сидения, это расстояние от переднего края сидения до пола, она должна отвечать длине голени вместе со стопой и добавлением 1,5–2 см на высоту подошвы, обеспечивает сгибание ног в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а также адекватный упор стопы в пол или подставку;
· дистанция сидения, представляет собой расстояние в горизонтальной плоскости от переднего края сидения до проекции на плоскость сидения заднего края крышки стола и может быть нулевой, если возле стола и стула расположенные на одной вертикали, положительной, если возле сидения не достигает опущенной от заднего края стола вертикали и отрицательной, если опущенная вертикаль попадает на плоскость сидения. Если во время учебного процесса ученик работает сидя (письмо, чтение и тому подобное) оптимальной считают отрицательную дистанцию, что составляет 3-5 см, в случае работы стоя (ответ на вопрос учителей и тому подобное) как оптимальную определяют положительную дистанцию сидения (рис. 39.4);
Рис. 39.4. Разные варианты дистанции сидения
(А – отрицательная; Б – нулевая; В – положительная)
· дистанция спинки, являет собой расстояние от заднего края крышки стола до спинки стула, которая должна превышать переднезадний размер грудной клетки школьника на ширину детской ладони;
· диференция, это расстояние в вертикальной плоскости от заднего края крышки стола до плоскости сидения, которая должна равняться расстоянию от сидения к локтю свободно опущенной руки с добавлением 5-6 см и обеспечивать свободное расположение рук на столе. Существенное уменьшение диференции принуждает ученика сильно наклоняться вперед и опираться на стол, что приводит к сжатию органов грудной клетки и брюшной полости, опусканию правого плеча и возникновению левостороннего сколиоза. А - увеличение диференции предопределяет поднятие правого плеча и возникновение правостороннего сколиоза (рис. 39.5);
Рис. 39.5 Положения тела при малом (а) и большом (б) размере диференции
· глубина сидения, это переднезадний размер сидения, который должен составлять от 2/3 до 3/4 длины бедра;
· высота спинки, должна достигать уровня поясничного отдела позвоночника и обеспечивать поддержку грудного отдела позвоночника;
· угол наклона крышки стола, должен равняться 15 °и, на этом основании, позволять ученику удерживать книжку или тетрадь на оптимальном расстоянии (30-35 см) от глаз под наибольшим углом при наименьшем наклоне головы, обеспечивая постоянную аккомодацию и предотвращая возникновение миопии;
· рельеф сидения, должен отвечать форме бедра и ягодиц и иметь небольшой наклон назад, который дает ученику возможность не сползать вперед во время выполнения основной учебной деятельности в положении сидя.
Для обеспечения учеников школьной мебелью в соответствии с длиной тела, и, следовательно, на основании распределения их по определенным ростовым группам, разработано 6 специальных размеров школьной мебели (ГСанПиН 5.5.2.008-01, ДСТУ 5994-93, 11015-93, 11016-93): №1 для учеников с длиной тела 100–115 см; №2 – для учеников с длиной тела 116–130 см; №3 – для учеников с длиной тела 131–145 см; №4 – для учеников с длиной тела 146–160 см; №5 – для учеников с длиной тела 161–175 см; №6 – для учеников с длиной тела свыше 176 см.
Смотрите также
Влияние низкотемпературного закаливания на протеолитическую активность и содержание
фотосинтетических пигментов в листьях проростков озимой пшеницы
На проростках озимой пшеницы (Тп11сит aestivum 1.) изучена динамика активности
амидаз, цистеиновых про-теиназ, а также содержания фотосинтетических пигментов при
холодовом (4°С) закаливании. Показ ...
Органические контаминанты
Летучие органические соединения
Летучие органические соединения (ЛОС) — водные примеси, которые представляют опасность, когда их концентрация достигает даже незначительных уровней. Отличительная особ ...
Заключение.
Основным критерием экологической политики вообще является ее
действенность. Распространено мнение, что в
экологической сфере наиболее действенным является административный подход, то есть подход рас ...