Психогигиенические основы оптимизации повседневной деятельности человекаГигиена и экология / Психогигиенические основы оптимизации повседневной деятельности человекаСтраница 3
— гармоничность психического развития и его соответствие возрасту;
— уровень развития показателей состояния основных социально- и профессионально-значимых психофизиологических функций (свойства нервных процессов, внимания, памяти, темперамента и характера, умственной трудоспособности и т.п.), которые предопределяют эффективное выполнение разнообразных учебных, профессиональных или бытовых заданий в повседневной деятельности.
К основным особенностям личности человека, которые подлежат обязательному изучению в ходе проведения психогигиенических исследований, относят свойства темперамента и характера, мотивационную направленность и особенности нервно-психического состояния.
Ведущее место в структуре особенностей личности человека занимают свойства темперамента, которые относятся к первичным формам объединения разнообразных психологических качеств и представляют собой совокупность потребностей, главным содержанием которых являются выполнение стабилизационной функции. В многоуровневой иерархии характеристик личности свойства темперамента отличаются от других как тесной связью с морфологическими, биохимическими и физиологическими особенностями организма, так и прямым внедрением в работу многих высших интегративных систем.
Итак, темпераментом следует называть относительную константу личностной окраски переживаний, характеристику индивидуального стереотипа реакций в ответ на влияние факторов окружающей среды и социальных условий жизни, способ эмоциональной реактивности и динамики деятельности человека. Поэтому к числу главных показателей степени выраженности отдельных черт темперамента относят силу побуждения или импульсивность, скоростные характеристики моторной деятельности и стойкости двигательных проявлений.
С целью определения свойств темперамента используют личностные опросники Х. Айзенка, В.М. Русалова и других.
Комплексное изучение особенностей личности человека обязательно должно предусматривать исследование свойств характера, исключительное значение которых в процессе социального становления личности подчеркивают их четкую связь с состоянием адаптационных систем организма, высокий уровень индивидуальных проявлений, а также тот факт, что каждая особенность характера определяет отдельную тенденцию к осуществлению разного рода поступков.
Итак, если характеристики темперамента являются формальными, относительно независимыми от содержания деятельности, то характерологические проявления обеспечивают регуляцию деятельности слежения, переключения, предвидения и планирования личного поведения.
С целью определения свойств характера используют личностные опросники MMPI, Mini-mult, Р. Кеттелла и Г. Шмишека.
Высокий уровень умственной и физической трудоспособности определяется комплексом факторов, характеризующих особенности профессиональной деятельности и личностно-типологические особенности организма. Среди последних существенная роль принадлежит мотивационной направленности. Высокая положительная мотивация предопределяет готовность субъекта к осуществлению в сжатые сроки и с наибольшим эффектом деятельности. В ряде научных исследований во время анализа динамических сдвигов трудоспособности даже выделяется так называемый установочный период, который связан с процессом формирования мотивационных установок и становлением соответствующего уровня стремлений.
Известно, что обязательным условием высокой успеваемости профессиональной (учебной) деятельности является адекватное соотношение внешних и внутренних факторов развития. Эффективность обучения зависит не только от деятельности преподавателя, а в первую очередь от сформированности умственных умений и навыков, способов умственной деятельности, развития сферы потребностей личности учеников и студентов.
С целью определения особенностей мотивационной направленности используют личностный опросник В.С. Горбачевского и тестовую методику РСК.
Под психическим состоянием организма понимают обобщенную картину психического функционирования высшей нервной деятельности организма в ограниченный промежуток времени, представление о которой в сознании человека реализуется на основе процессов самооценки. Адекватная, постоянная и гармоническая самооценка содействует наиболее продуктивному выполнению разных видов деятельности. Ведь изучение психофизиологических коррелят самооценки на основе факторного группирования ее основных характеристик позволяет осуществить комплексный анализ психического состояния личности.
Смотрите также
Биогеография морского бентоса
в биосфере Земли можно выделить четыре основных типа сравнительно независимых
друг от друга ЦС: морские, пресноводные и наземные. В свою очередь морские ЦС можно
разделить на бентосные, биотоп кот ...
Экономические методы охраны окружающей среды и особенности их использования в России
Проблема защиты экологии встала перед
человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал
себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредны ...
Взаимодействие климата и растительности
Климат — главный фактор, определяющий характер растительности. Растения в свою
очередь также в некоторой степени воздействуют на климат. Как климат, так и растительность
оказывают решающее влияние ...